Профориентация

профориентация фото 4
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Понятие о профессиях у школьника 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельности ребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми он чаще всего видится (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы в магазине, водитель маршрутного автобуса). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым, его нужно пораньше познакомить с как можно большим количеством профессий. Поможет в этом профориентация в начальной школе.
Профориентация представлена в виде системы мероприятий: учебная деятельность обучающихся, внеурочная деятельность, система дополнительного образования.
Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников.
С первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду. Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Уже в 1 классе классный руководитель должен познакомить детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, программа предмета «Окружающий мир» предполагает экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал.
Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:
- расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
- детализировать базовые понятия о разных профессиях;
- предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.
Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:
- воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
- формировать понимание важности труда для человека;
- знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
- приучать выполнять свою работу качественно; мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
- развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.
Формы профориентационной работы в 1-4 классах
В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: классный час; экскурсия; беседа; проект; конкурс; игра. Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели. На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.
Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве. Элементы профориентации на уроках В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете.
Внеурочные занятия и мероприятия
Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия: классный час «Кем работают мои родители»; коллективная дискуссия «Кем быть?»; мини-спектакль «Хлеб в нашем доме»; встречи с родителями учеников (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы); конкурсы: рисунков («Профессии папы и мамы»), поделок («Мой дед – мастер на все руки», «Моя бабушка – рукодельница»), «Ярмарка профессий» и подобные. Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители. Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).
Фото профориентация 2
Игры
Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе. Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры «Продавец-консультант» (на математике); «Экскурсовод» (на окружающем мире); «Редактор» (на русском языке); «Библиотекарь» (на литературном чтении). Особенно детям 3-4 классов нравится игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя. За неделю до него проходит голосование, в результате которого учащиеся выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания. Форма занятия – игровая. Отдельного внимания заслуживает целый класс игр «Угадай профессию», которые можно организовывать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках: «Выбрать среди всех карточек орудия труда, связанные с конкретной профессией»; «Профессия на букву ...» (кто назовет больше – тот и победил); «Кто использует в работе?» (назвать виды деятельности, которые предполагают использование заданных материалов либо инструментов: к примеру, ниток, компьютера, молотка); «Ассоциации» (угадать профессию, задавая ассоциативные вопросы: например, «Какой у нее цвет или запах?», «Нужно ли общаться с другими людьми?»).
Беседы с приглашенными специалистами
Фото профориентация 3
Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов. Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности: Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)? Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)? Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования? Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)? Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)? Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)? Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта). Рисунки Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них. Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.
Подводя итоги
Фото профориентация 1
Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.
На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

 

   

В 2021-2022 учебном году обучающиеся ГБОУ начальной школы № 689 Невского района Санкт-Петербурга впервые принимают участие в Санкт-Петербургском Чемпионате KidSkills Умения Юных 

01 1

02 2